Развитие низколегированных сталей

Низколегированные строительные стали появились в 70-х годах прошлого столетия, причём первое время легирование производилось путем увеличения содержания только одного компонента. В 70-х годах прошлого столетия при постройке моста в гор. St. Louis в США была применена хромистая сталь. В конце прошлого столетия и в начале текущего появились никелевые и почти одновременно с ними марганцовистые и кремнистые стали.

В этих сталях к обычному составу малоуглеродистой стали прибавлялись дополнительные компоненты хрома до 1,5-2%. никеля 2,5-3,5% -или резко увеличивалось содержание одного из компонентов: марганца до 1,2-1,8% или кремния 1 — 1,2%. Повышение прочности этих сталей было достаточно существенным.

Предел прочности хромистых и никелевых сталей составлял 70-60 кг/мм2, а марганцовистой и кремнистой 60-50 кг/мм2-Однако стали эти не получили широкого распространения, хромистая вследствие своей большой твердости и трудной обрабатываемости и малой пластичности (относительное удлинение около 15%), никелевая из-за большой стоимости, марганцовистая из-за большой твердости, трудной обрабатываемости и малой ударной вязкости (при 20° около 5 кгм/см2, порог хладноломкости примерно -10°), а кремнистая также вследствие больших трудностей обработки и малой стойкости против коррозии.

Кремнистые и марганцовистые стали были достаточно дешевыми и поэтому в 20-х годах текущего столетия получили некоторое применение. Параллельно с этим начали применяться смешанные кремнисто-марганцовистые стали с содержанием кремния и марганца около 0,8-1%. Для повышения стойкости против коррозии к ним прибавлялась медь — примерно 0,2%.

Дальнейшим этапом было усложнение легирования путем присадки к марганцово-кремнистой стали хрома. Полученные марки (сталь «Хромансиль» 30хгса и «Хромадор» в Америке и Англии и сталь 52 в Германии) благодаря снижению углерода до 0,12- 0,18%, а также более равномерной присадке других компонентов оказались более мягкими и хорошо обрабатываемыми при высоких механических характеристиках: предел прочности 50- 60 кг/мм2, предел текучести не менее 36 кг/мм2.